Памятка для учителей по созданию ЭСО
Вопрос о качестве электронных учебных средств и в более широком смысле – об оценке качества обучения с их использованием является весьма актуальным. Уместно говорить о электронном средстве обучения как об учебно-методическом информационном комплексе, который содержит учебно-методического материал в виде учебного пособия, руководства по изучению дисциплины, тестов, практикумов и т.п.. Таким образом, учебно-методический информационный комплекс - как дидактический, программный и технический интерактивный комплекс для обучения в компьютерно - коммуникационной среде. С такого комплекса можно, в принципе, достаточно эффективно реализовать весь дидактический цикл по изучению дисциплины, включающий в себя виртуальные лекции, семинары, практические занятия, экзамены и т.д.
В связи с этим уместно говорить не только о качестве обучения с помощью учебно-методического информационного комплекса но и качестве электронных средств обучения. Процесс оценки качества распадается на априорную оценку, т.е. некоторую экспертизу качества "электронного" образования, и оценку апостериорную, которую можно получить, изучая педагогический эффект, получаемый после обучения.
Первую часть можно получить, оценив качество электронного средства обучения по различным группам показателей (критериев) с помощью, например, экспертов, и назвать качеством электронного средства обучения. Это нечто похожее на сертификацию.
Второй подход отражает качество образования, которое получил учащийся после обучения с использованием электронного средства обучения. Это качество можно проверить с помощью тестирования и других форм контроля. Естественно, можно и комбинировать, и это будет третий, комплексный вариант оценки. Другими словами, мы имеем три подхода: экспериментальная оценка качества; экспертная оценка; комплексная оценка.
Во всех способах важным моментом становится выбор критериев. Рассмотрим некоторые критерии оценки качества электронного средства обучения. Критерий – это средство для суждения, признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего- либо, мерило оценки.
В педагогических экспериментах используют:
Количественные критерии:
– объем используемых знаний;
– коэффициент усвоения учебного материала, который равен отношению объема учебного материала, усвоенного учащимися в течение определенной единицы времени к материалу, сообщенному учащемуся за то же время;
– коэффициент прочности усвоения учебного материала, как отношение запомнившегося материала и материала сообщенного учащимся в процессе обучения за определенный период.
Качественные критерии отождествляются с уровнями знания:
– учебного материала;
– понимания учебного материала;
– овладения учебным материалом (умение фактически использовать усвоенное при решении практических задач);
– овладения интеллектуальными навыками (умение трансформировать усвоенный материал в новых условиях сознательно и оперативно).
Для оценки качества электронных учебных курсов европейским форумом "Образовательные технологии и общество" рекомендовано использовать также специальные критерии.
Критерии авторской разработки:
– ориентация на опыт аудитории,
– стили обучения; ориентация на потребности аудитории;
– глубина когнитивного анализа задач;
Критерии проектирования учебных материалов:
– наличие материалов для разных категорий учащихся;
– разнообразие возможных учебных траекторий;
– предварительно определенное число траекторий учащегося;
– соответствие поставленным целям обучения.
Критерии преподавания:
– линейное следование, одинаково для каждого;
– сценарное следование, зависит от преподавателя.
Критерии адекватности моделирования:
– элементы интерактивности и презентации;
– адекватность реалиям рабочих мест.
Критерии поставки учебных материалов:
– качество графического материала;
– качество звука;
– время ожидания для выгружаемых учебных материалов и для ответа системы.
Одним из вариантов оценки качества электронного курса являются опросные листы оценки качества. Опросный лист можно встроить в электронный сетевой курс. При этом невозможно закончить обучение, не ответив на все вопросы. Анкета составляется с учетом того, что статистическая обработка результатов опроса будет проводиться автоматически. Опросные листы не всегда встраиваются в электронный курс. После изучения курса учащийся может вручную заполнить опросный лист.
Для оценки эффективности использования электронных средств обучения в учебном процессе можно предложить ответить на вопросы, позволяющие оценить:
– целесообразность изучения курса в электронном виде (возможность достижения целей курса);
– технологии поставки учебного материала;
– длительность загрузки электронного средства обучения;
– контентную сложность электронного средства обучения;
– разнообразие форм заданий;
– наличие иллюстративных материалов, в частности динамических;
– управление электронным средством обучения;
– возможность обновления и актуализации содержания;
– возможность выполнения групповых заданий;
– интерактивность курса (подтверждение правильности действий учащегося, задания для самооценки);
– обратную связь с преподавателем;
– уместность дополнительного материала (контентное соответствие, достаточность количества, удобство использования).
При проектировании электронного учебника в качестве необходимого элемента закладывается тестирование по окончании изучения курса. В процессе тестирования студенты должны ответить на вопросы, цель которых – оценка эффективности изучения данного электронного курса.
Приведем вопросы, ориентированные на оценку удовлетворенности обучаемых в зависимости от содержания электронного средства обучения и стиля обучения:
– цели были ясными с самого начала обучения;
– какие цели были наиболее и наименее достижимыми;
– какие вспомогательные материалы были наиболее и наименее полезными;
– что больше всего и меньше всего понравилось;
– проклассифицируйте методы обучения по тому, насколько они вам нравятся;
– задания помогли достичь целей обучения;
– преподаватель ясно объяснил критерии оценки;
– экзамены и тесты были соответствующего уровня трудности;
– поурочная деятельность была подчинена общим целям электронного средства обучения;
– изложение материала стимулировало активность;
– материал изъяснялся ясно;
– преподавание хорошо организовано;
– вспомогательные материалы, используемые в обучении, были хорошо продуманы;
– наиболее важными аспектами курса были...
– наименее важными аспектами курса были...
Статистическая обработка данных итогового анкетирования позволяет сделать научно-обоснованный вывод об эффективности использования в учебном процессе электронных средств обучения.
В результате исследования можно получить информацию о возможности получения практических навыков при изучении курса в электронном виде, окупаемости затрат на разработку данного курса.
В заключение необходимо подчеркнуть, что какой бы метод оценки качества электронного средства обучения не использовался, необходимо учитывать, что учебно-методический комплекс должен соответствовать общим дидактическим принципам обучения, и с этого надо начинать при оценке качества.
Что касается оценка программного продукта (электронного средства обучения), можно предложить следующую оценку по 5-ти бальной шкале по следующим характеристикам:
удовлетворяет требованиям в полной мере - 5;
удовлетворяет не в полной мере - 1 - 4;
не удовлетворяет - 0.
1. Функциональность и защищенность разработки
2. Удобство использования разработки
3. Эффективность разработки
4. Мобильность разработки
5. Потребительские свойства разработки
Пояснения к критериям оценки разработки и программных продуктов
1. Функциональность и защищенность разработки и программного продукта: совокупность их свойств, определяемая наличием и конкретными особенностями набора функций, способных удовлетворять заданные или подразумеваемые потребности, а также способность предотвращать несанкционированный доступ как случайный, так и умышленный к программам и данным
2. Удобство использования разработки и программного продукта: совокупность их свойств, характеризующая усилия, необходимые для его использования и индивидуальную оценку результатов его использования заданным или подразумеваемым кругом пользователей
3. Эффективность разработки и программного продукта: совокупность их свойств, характеризующая те аспекты его уровня пригодности, которые связаны с характером и временем использования ресурсов, необходимых при заданных условиях функционирования
4. Мобильность разработки и программного продукта: совокупность их свойств, характеризующая приспособленность для переноса из одной среды в другие
5. Потребительская ценность разработки и программного продукта: совокупность их свойств, удовлетворять потребности пользователя