Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Памятка для учителей по созданию ЭСО

Дата: 21 января 2016 в 10:19

Памятка для учителей по созданию ЭСО

 

Вопрос о качестве электронных учебных средств и в более широком смысле – об оценке качества обучения с их использованием является весьма актуальным. Уместно говорить о электронном средстве обучения как об учебно-методическом информационном комплексе, который содержит учебно-методического материал в виде учебного пособия, руководства по изучению дисциплины, тестов, практикумов и т.п.. Таким образом, учебно-методический информационный комплекс - как дидактический, программный и технический интерактивный комплекс для обучения в компьютерно - коммуникационной среде. С такого комплекса можно, в принципе, достаточно эффективно реализовать весь дидактический цикл по изучению дисциплины, включающий в себя виртуальные лекции, семинары, практические занятия, экзамены и т.д.

В связи с этим уместно говорить не только о качестве обучения с помощью учебно-методического информационного комплекса но и качестве электронных средств обучения. Процесс оценки качества распадается на априорную оценку, т.е. некоторую экспертизу качества "электронного" образования, и оценку апостериорную, которую можно получить, изучая педагогический эффект, получаемый после обучения.

Первую часть можно получить, оценив качество электронного средства обучения по различным группам показателей (критериев) с помощью, например, экспертов, и назвать качеством электронного средства обучения. Это нечто похожее на сертификацию.

Второй подход отражает качество образования, которое получил учащийся после обучения с использованием электронного средства обучения. Это качество можно проверить с помощью тестирования и других форм контроля. Естественно, можно и комбинировать, и это будет третий, комплексный вариант оценки. Другими словами, мы имеем три подхода: экспериментальная оценка качества; экспертная оценка; комплексная оценка.

Во всех способах важным моментом становится выбор критериев. Рассмотрим некоторые критерии оценки качества электронного средства обучения. Критерий – это средство для суждения, признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего- либо, мерило оценки.

В педагогических экспериментах используют:

Количественные критерии:

–         объем используемых знаний;

–         коэффициент усвоения учебного материала, который равен отношению объема учебного материала, усвоенного учащимися в течение определенной единицы времени к материалу, сообщенному учащемуся за то же время;

–         коэффициент прочности усвоения учебного материала, как отношение запомнившегося материала и материала сообщенного учащимся в процессе обучения за определенный период.

Качественные критерии отождествляются с уровнями знания:

–         учебного материала;

–         понимания учебного материала;

–         овладения учебным материалом (умение фактически использовать усвоенное при решении практических задач);

–         овладения интеллектуальными навыками (умение трансформировать усвоенный материал в новых условиях сознательно и оперативно).

Для оценки качества электронных учебных курсов европейским форумом "Образовательные технологии и общество" рекомендовано использовать также специальные критерии.

Критерии авторской разработки:

–         ориентация на опыт аудитории,

–         стили обучения; ориентация на потребности аудитории;

–         глубина когнитивного анализа задач;

Критерии проектирования учебных материалов:

–         наличие материалов для разных категорий учащихся;

–         разнообразие возможных учебных траекторий;

–         предварительно определенное число траекторий учащегося;

–         соответствие поставленным целям обучения.

Критерии преподавания:

–         линейное следование, одинаково для каждого;

–         сценарное следование, зависит от преподавателя.

Критерии адекватности моделирования:

–         элементы интерактивности и презентации;

–         адекватность реалиям рабочих мест.

Критерии поставки учебных материалов:

–         качество графического материала;

–         качество звука;

–         время ожидания для выгружаемых учебных материалов и для ответа системы.

Одним из вариантов оценки качества электронного курса являются опросные листы оценки качества. Опросный лист можно встроить в электронный сетевой курс. При этом невозможно закончить обучение, не ответив на все вопросы. Анкета составляется с учетом того, что статистическая обработка результатов опроса будет проводиться автоматически.  Опросные листы не всегда встраиваются в электронный курс. После изучения курса учащийся может вручную заполнить опросный лист.

 

Для оценки эффективности использования электронных средств обучения в учебном процессе можно предложить ответить на вопросы, позволяющие оценить:

–         целесообразность изучения курса в электронном виде (возможность достижения целей курса);

–         технологии поставки учебного материала;

–         длительность загрузки электронного средства обучения;

–         контентную сложность электронного средства обучения;

–         разнообразие форм заданий;

–         наличие иллюстративных материалов, в частности динамических;

–         управление электронным средством обучения;

–         возможность обновления и актуализации содержания;

–         возможность выполнения групповых заданий;

–         интерактивность курса (подтверждение правильности действий учащегося, задания для самооценки);

–         обратную связь с преподавателем;

–         уместность дополнительного материала (контентное соответствие, достаточность количества, удобство использования).

При проектировании электронного учебника в качестве необходимого элемента закладывается тестирование по окончании изучения курса. В процессе тестирования студенты должны ответить на вопросы, цель которых – оценка эффективности изучения данного электронного курса.

Приведем вопросы, ориентированные на оценку удовлетворенности обучаемых в зависимости от содержания электронного средства обучения и стиля обучения:

–         цели были ясными с самого начала обучения;

–         какие цели были наиболее и наименее достижимыми;

–         какие вспомогательные материалы были наиболее и наименее полезными;

–         что больше всего и меньше всего понравилось;

–         проклассифицируйте методы обучения по тому, насколько они вам нравятся;

–         задания помогли достичь целей обучения;

–         преподаватель ясно объяснил критерии оценки;

–         экзамены и тесты были соответствующего уровня трудности;

–         поурочная деятельность была подчинена общим целям электронного средства обучения;

–         изложение материала стимулировало активность;

–         материал изъяснялся ясно;

–         преподавание хорошо организовано;

–         вспомогательные материалы, используемые в обучении, были хорошо продуманы;

–         наиболее важными аспектами курса были...

–         наименее важными аспектами курса были...

Статистическая обработка данных итогового анкетирования позволяет сделать научно-обоснованный вывод об эффективности использования в учебном процессе электронных средств обучения.

В результате исследования можно получить информацию о возможности получения практических навыков при изучении курса в электронном виде, окупаемости затрат на разработку данного курса.

В заключение необходимо подчеркнуть, что какой бы метод оценки качества электронного средства обучения не использовался, необходимо учитывать, что учебно-методический комплекс должен соответствовать общим дидактическим принципам обучения, и с этого надо начинать при оценке качества.

Что касается оценка программного продукта (электронного средства обучения), можно предложить следующую оценку по 5-ти бальной шкале по следующим характеристикам:

удовлетворяет требованиям в полной мере - 5;

удовлетворяет не в полной мере - 1 - 4;

не удовлетворяет - 0.

1.       Функциональность и защищенность разработки

2.       Удобство использования разработки

3.       Эффективность разработки

4.       Мобильность разработки

5.       Потребительские свойства разработки

Пояснения к критериям оценки разработки и программных продуктов

 

1.       Функциональность и защищенность разработки и программного продукта: совокупность их свойств, определяемая наличием и конкретными особенностями набора функций, способных удовлетворять заданные или подразумеваемые потребности, а также способность предотвращать несанкционированный доступ как случайный, так и умышленный к программам и данным

2.       Удобство использования разработки и программного продукта: совокупность их свойств, характеризующая усилия, необходимые для его использования и индивидуальную оценку результатов его использования заданным или подразумеваемым кругом пользователей

3.       Эффективность разработки и программного продукта: совокупность их свойств, характеризующая те аспекты его уровня пригодности, которые связаны с характером и временем использования ресурсов, необходимых при заданных условиях функционирования

 

4.       Мобильность разработки и программного продукта: совокупность их свойств, характеризующая приспособленность для переноса из одной среды в другие

5.       Потребительская ценность разработки и программного продукта: совокупность их свойств, удовлетворять потребности пользователя

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.