Методические рекомендации по подготовке детей к школе
в условиях семейного воспитания
Ч т о в к л ю ч а е т в с е б я ш к о л ь н а я г о т о в н о с т ь ?
В первую очередь важно, чтобы ребенок пошел в школу физически подготовленным. Если ваш ребенок имеет хронические заболевания или проблемы со здоровьем, то заняться их устранением и профилактикой здоровья будущего первоклассника лучше заранее. С началом учебного года физическая и психологическая нагрузка на ребенка возрастет и это может неблагоприятно отразиться на его самочувствии.
Специалисты рекомендуют помимо обязательного обследования ребенка для сбора данных в медицинскую карту первоклассника посетить окулиста, если у ребенка есть наследственная предрасположенность к развитию заболеваний глаз или у него уже наблюдается снижение зрения. Посещение хирурга очень желательно тем детям, у которых есть проблемы с осанкой и предрасположенность к развитию сколиоза.
Также родителям стоит обратить внимание на мелкую моторику ребенка и ее развитие. Да, да ту самую мелкую моторику, про которую упрямо твердят все специалисты по развитию малышей, начиная чуть ли не с самого рождения. Для школьника уровень развития мелкой моторики тоже имеет значение. С началом учебы ребенку придется овладевать навыками письма, а это потребует от ребенка значительных усилий, и чем более развита моторика руки, тем этот навык будет даваться проще.
Одним из самых необходимых моментов является психологическая готовность. Психологи делят её на личностную, волевую, интеллектуальную и мотивационную готовность.
Личностная готовность состоит из навыков и способности войти в контакт с одноклассниками и учителями.
Волевая готовность. В школе ребенка ждет напряженный труд. От него потребуется делать не только то, что ему хочется, но и то, что требует учитель, школьный режим, программа.
Интеллектуальная готовность. Речь идет не о пресловутом умении читать и писать, а о нечто большем: насколько мозг ребенка готов к интеллектуальному труду. Это умение думать, анализировать, делать выводы.
Мотивационная готовность. К моменту поступления в школу у ребенка должно быть сформировано положительное отношение:
- к школе;
- учителю;
- к учебной деятельности;
- к самому себе.
Получается, что психологическая готовность к школе – это вся дошкольная жизнь. Но даже за несколько месяцев до школы можно при необходимости что-то скорректировать и помочь будущему первокласснику спокойно и радостно войти в новый мир.
Как проверить уровень готовности ребенка к школе?
Мы не согласны с проведением жесткого тестирования и отбора детей по уровню навыков и умений. Но считаем, что каждый учитель и родитель должны знать уровень развития своих детей. В этом может помочь предлагаемый тест. Тест состоит из трех заданий. Результат каждого задания оценивается по пятибалльной системе (1 – высший балл, 5 – низший балл), а затем вычисляется суммарный итог по трем заданиям. Развитие детей, получивших в сумме по трем заданиям от 3 до 6 баллов, рассматривается как выше среднего, от 7 до 11 – как среднее, от 12 до 15 – как ниже нормы.
Задание №1 – рисование мужской фигуры по памяти.
Задание №2 – срисовывание письменных букв.
Предлагается скопировать фразу «Он ел суп» (написанную письменными буквами).
Задание №3 – срисовывание группы точек.
Перед заданием №3 экспериментатор говорит: «Посмотри, здесь нарисованы точки. Попробуй вот здесь, рядом, нарисовать точно так же». При этом нужно показать, где ребенок должен рисовать. Приведем образец, предлагаемый для воспроизведения.
О ц е н к а р е з у л ь т а т о в т е с т а
Задание №1
1 балл. Нарисованная фигура должна иметь голову, туловище и конечности. Голова с туловищем соединена шеей и не должна быть больше туловища. На голове есть волосы (возможно, они закрыты кепкой или шапкой) и уши, на лице – глаза, нос и рот. Руки заканчиваются пятипалой кистью. Ноги внизу отогнуты. Фигура имеет мужскую одежду и нарисована так называемым «синтетическим» (контурным) способом, заключающимся в том, что вся фигура (голова, шея, туловище, руки, ноги) рисуется сразу как единое целое, а не составляется из отдельных законченных частей.
2 балла. Выполнение всех требований на 1 балл, кроме синтетического способа рисования. Три отсутствующие детали (шея, волосы, один палец руки, но не часть лица) можно не учитывать, если фигура нарисована синтетическим способом.
3 балла. Фигура имеет голову, туловище и конечности. Руки или ноги нарисованы двумя линиями (объемные). Допускается отсутствие шеи, волос, ушей, одежды, пальцев и ступней.
4 балла. Примитивный рисунок с головой и туловищем. Конечности (достаточно одной пары) нарисованы только одной линией каждая.
5 баллов. Отсутствует четкое изображение туловища. Каракули.
Задание №2
1 балл. Хорошо и полностью разборчиво скопирован написанный образец. Буквы превышают размер букв образца не более чем в два раза. Первая буква по высоте явно соответствует прописной букве. Буквы четко связаны в три слова. Скопированная фраза отклоняется от горизонтальной линии не более чем на 30°.
2 балла. Все еще разборчиво скопирован образец. Размер букв и соблюдение горизонтальной линии не учитываются.
3 балла. Явная разбивка надписи на три части. Можно понять хотя бы четыре буквы образца.
4 балла. С образцом совпадают хотя бы две буквы. Воспроизведенный образец все еще создает строку надписи.
5 баллов. Каракули.
Задание №3
1 балл. Почти совершенное копирование образца. Допускается незначительное отклонение одной точки от строки или колонки. Уменьшение образца допустимо, а увеличение не должно быть более чем вдвое. Рисунок должен быть параллелен образцу.
2 балла. Число и расположение точек соответствует образцу. Можно не учитывать отклонение не более трех точек на половину ширины зазора между строкой или колонкой.
3 балла. Рисунок в целом соответствует образцу, не превышая его по ширине и высоте более чем вдвое. Число точек может не соответствовать образцу, но их не должно быть больше 20 и меньше 7. Допускается любой разворот - даже на 180°.
4 балла. Контур рисунка не соответствует образцу, но все же состоит из точек. Размеры образца и число точек не учитываются. Иные формы (например, линии) не допускаются.
5 баллов. Каракули.
К а к п о м о ч ь р е б е н к у а д а п т и р о в а т ь с я к ш к о л е ?
Конкретных советов по адаптации детей к школе дать невозможно. Все это зависит от индивидуальных особенностей ребенка. Опираясь на свой педагогический опыт, мы предлагаем следующие рекомендации:
Ребенок пошел в школу, но считайте, что в школу пошли и вы.
Не старайтесь увидеть в ребенке десятиклассника. Будьте готовы, что учеником он станет спустя некоторое время. Парта, ранец, тетради еще не делают из него ученика.
Уважайте новую жизнь ребенка. Все это теперь его собственные уроки жизни.
Беседуйте с ребенком, спрашивайте об уроках. То есть проявляйте уважение к школе как самому важному делу вашего ребенка.
Подчеркивайте его успехи, даже самые незначительные, непременно поощряйте, хвалите его в тех случаях, когда он этого заслуживает.
Не фиксируйте внимание ребенка на оценках, которые он получает. Оценивайте его желание учиться, старание.
Оценивая успехи, не сравнивайте своего ребенка с другими детьми. Помните: каждый ребенок уникален!
Перед 1 сентября волнуются все: дети от того неизвестного, что ждет их впереди, и родители – от того, как их дети воспримут новый и долгий этап их жизни. Начало учебы в школе для каждого ребенка – это старт во взрослую жизнь. Задача каждого родителя и учителя – постараться, чтобы этот старт стал удачным.